Познавательный мир Астрологии. На основное окно
На основное окно

Наиболее известные имена в астрологии

Иоганн Гете

Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832 гг.), немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826 г.). Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении - трагедии "Фауст" (1808-32 гг.), насыщенной научной мыслью своего времени, Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Автор трудов "Опыт о метаморфозе растений" (1790 г.), "Учение о цвете" (1810 г.). Подобно Гете-художнику, Гете-натуралист охватывал природу и все живое (включая человека) как единое целое. На темы произведений Гете писали музыку Л.Бетховен, Ш. Гуно и др.

Гете родился 28 августа 1749 года во Франкфурт-на-Майне в семье имперского советника и дочери франкфуртского старейшины. Гете рано проявил склонность к поэтическому творчеству, но господствовавшие в доме отца взгляды исключали для него возможность профессионального занятия искусством.

В возрасте шестнадцати лет Гете переезжает в Лейпциг, где изучает право в университете, вскоре из-за болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. Он увлекается оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. Гете составляет гороскопы на себя и ближайшее окружение. Он с удовлетворением отмечал, что его натальное Солнце гармонирует с натальной Луной Христианы Вульпиус, ставшей впоследствии его женой, что его натальный Нептун в соединении с натальным Юпитером Минны Херцлиб, ставшей прототипом Оттилии в "Избирательном сродстве", что у Марианны фон Виллемер, чей образ нашел поэтическое преломление в образе Зулейки "Восточно-европейского дивана" - в соединении с его натальной Луной, что у Ульрике - его последней сердечной привязанности - ее натальный Юпитер с Луной на его асценденте. Гете обнаружил, что его контакты с представителями интеллектуальной элиты складывались только с теми, у кого натальные планеты (особенно Солнце) в соединении с его натальным Солнце в Деве на MC - у филолога Гердера, "философа веры" Якоби, Виланда; с его Сатурном и асцендентом в Скорпионе - у Шиллера, герцога Карла Августа; а также с его сильным Ураном в Водолее в третьем доме Водолее - у автора "Физиогномических фрагментов" Лафатера, участника "Бури и натиска" Ленца, художника Тишбейна, а также у Мерка.

В 1769 году выходит его первый печатный сборник стихов Гете "Новые песни". В начале 1770 года начинающий поэт отправляется в Страсбург, чтобы продолжить свои занятия юриспруденцией; кроме того, Гете посещает лекции по химии, медицине, филологии и астрологии. Он изучает труды Гельмонта, Парацельса, Агриппы, которые писали и об астрологии, а также Гете читал в подлиннике труды античного астролога Манимия. В Страсбурге происходит знакомство Гете с Фридерикой Брийон. дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах, т.н. "Зазенгеймские песни", адресованные возлюбленной были опубликованы в 1775 году.

В сентябре 1770 года в Страсбург приезжает философ и критик И.Г. фон Гердер, который пробуждает в Гете интерес к готической архитектуре и к народной поэзии. Гете читает Гомера, Оссиана, кельтский эпос. Во многом опираясь на шекспировскую драматическую традицию, по возвращении из Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 году Гете создает свою первую значительную пьесу "Гец фон Берлихинген" (поставлена в 1774 г.). Гец фон Берлихинген - реальный исторический персонаж, которым Гете заинтересовался во время работы над своей диссертацией по вопросам истории государственного права XV и XVI веков. Берлихинген, воевавший на стороне крестьян во время крестьянской войны (1524-1526 гг.), воплощает собой идеальный тип "благородного немца", героя-патриота, мудрого, искреннего, мужественного, одержимого жаждой свободы. Гец, каким его изобразил поэт, был воспринят современниками как образец для подражания, а сама пьеса стала своего рода манифестом "бури и натиска", политически ангажированного движения молодых литераторов, сформировавшегося вокруг Гердера и И. Г. Мерка. Совместно с другими участниками движения, Гете принимает участие в написании памфлета "О немецком духе и искусстве" (1773 г.), программном документе движения.

В мае 1772 году Гете отправляется на юридическую практику в город Вецлар, где он намеревался изучать деятельность высшего апелляционного суда Священной Римской империи. В Вецларе Гете знакомится с невестой секретаря ганноверского посольства И.К. Кестнера Шарлоттой Буфф, в которую страстно влюбляется. После безнадежных любовных терзаний Гете принимает решение покинуть город. В сентябре он неожиданно для всех уезжает из Вецлара, отослав прощальное письмо Шарлотте.

Вскоре Гете из письма к нему Кестнера узнает, что в Вецларе застрелился секретарь брауншвейгского посольства Ф. Иерузалем, который был влюблен в жену своего друга, В день самоубийства Иерузалем одолжил у Кестнера пистолеты. На Гете это известие произвело сильное впечатление. Он много времени размышляет о самоубийстве, у него возникает мысль покончить с собой. Но в это же время Гете переживает новое увлечение. Предметом его поклонения стала замужняя женщина, юной дочерью его знакомой Максимилиана Брентано. Гете приходится сделать колоссальное усилие над собой, чтобы избавиться от чувства к ней.

Весной 1774 года , полностью отгородившись от внешнего мира, за четыре недели, Гете пишет "Страдания юного Вертера", первое значительное произведение новой немецкой литературы. Создававшийся в эпоху Просвещения, когда главенство разума над чувством не ставилось под сомнение, роман Гете стал своего рода откровением. Главной темой "Вертера" является любовь во всех ее проявлениях. Заглавие романа очевидным образом отсылало читателей к литургической формуле, применяемой к страданиям Иисуса Христа. Любовь простого человека получает в романе религиозное значение, помогает ему осознать свою индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. Но осознание собственной индивидуальности, а значит, и определенной ограниченности, и приводит Вертера к самоубийству: в смерти герой преодолевает ограниченность физического мира, ограниченность своей любви, растворяется в бесконечной природе. Опубликованный в конце лета 1774 года "Вертер" имел феноменальный успех в Германии и за ее пределами.

Летом 1775 года Гете знакомится с наследным принцем, герцогом Саксонии-Веймара Карлом Августом. В ноябре того же года Гете переезжает в Веймар, где почти безвыездно проведет вторую половину своей жизни. Первые десять лет пребывания в Веймаре Гете принимает активное участие в политической жизни герцогства, он управляет военной коллегией, руководит дорожным строительством. К этому времени относится работа Гете над драмами "Эгмонт" и "Ифигения в Тавриде", а также начало работы над "Фаустом".

Наиболее значительными лирическими произведениями этого периода являются т.н. "Стихи к Лиде" и баллады, в которых преобладают мотивы таинственной сущности природы, приносящей счастье и одновременно губительной.

Реакцией на бурные политические события эпохи (Великая французская революция, франко-прусские войны) становятся попытки Гете устраниться от литературной деятельности: он все больше времени уделяет изучению естественных наук, занимается физикой, ботаникой (трактат "Опыт метаморфозы растений", 1790 г.) анатомией. В 1784 году Гете открывает межчелюстную кость у человека.

Осенью 1786 года , устав от обязанностей при дворе и двусмысленных отношений с Шарлоттой фон Штейн, женой одного из веймарских чиновников. Поскольку она не могла поступиться своим общественным положением ради любви к поэту, Гете тайно покинул Веймар. Взяв с собой рукописи некоторых произведений, он направляется в Италию.

Результатом двухлетнего пребывания в Италии, во время которого Гете предается изучению античного и классического искусства, становится перелом в мировоззрении поэта: Гете приходит к выводу о необходимости гармоничного соединения чувства и разума в рамках строгой завершенной формы. В Риме Гете переделывает драмы "Ифигения в Тавриде" (1779-1786 гг.), "Торквато Тассо" (1780-1789 гг.) и "Эгмонт" (1788 г.) в соответствии со своими новыми художественными принципами.

После того как Гете с 1788 года возвращается из Италии в Веймар, Карл-Август освобождает поэта от большей части придворных обязанностей, предоставив ему полную свободу деятельности. В том же году Гете берет в свой дом юную работницу цветочной мастерской Х. Вульпиус, с которой живет, не заключая брака, чем шокирует веймарскую общественность. В 1789 году она родила ему сына.

Последнее десятилетие XVIII и первые годы XIX века проходят под знаком тесного сотрудничества Гете и Фридриха Шиллера, которое продолжилось вплоть до смерти Шиллера в 1805 году . По совету Шиллера Гете завершает работу над первым романом о Вильгельме Мейстере ("Годы учения Вильгельма Мейстера", 1793-1796 гг.), начинает работу над "Фаустом". Вместе они пишут цикл эпиграмм "Ксении", работают над балладами (шиллеровские баллады "Ивиковы журавли", "Кольцо Поликрата", "Коринфская не .

Совместно с Шиллером была разработанна астрологическая схема "Роза темпераментов", в которой стихии, темпераменты, цвета и социальные характеристики приведены в соответствии друг с другом.

В 1808 году Гете вновь переживает тяжелый душевный кризис, поводом к которому стало увлечение юной Минной Херцлиб (несмотря на то что вопреки общественному мнению в 1806 году он вступает в брак с Вульпиус). Гете ненадолго покидает Веймар и отправляется в Карлсбад, где диктует первые главы романа "Избирательное сродство" (1809 г.), который можно считать предвестником немецкой интеллектуальной прозы XX века. Гете переносит химический термин "избирательного сродства" - явления случайного притяжения элементов на сферу человеческих отношений с тем, чтобы показать действенность и единство стихийных законов природы не только в области химических наук, но и в "царстве разума", а также в мире любви. В этом произведении исключительная философская глубина сочетается с простотой и ясностью повествования, а каждая, даже самая незначительная, деталь описания имеет символический смысл, ведь и в обыденной жизни, - так утверждает Гете - все простое наполнено символическим значением, которое не всегда можно понять.

В 1811 году Гете публикует книгу своих воспоминаний "Поэзия и правда". Свое жизнеописание Гете начинает с изложения своего гороскопа. В 1819 году на свет появляется "Западно-восточный диван", уникальный поэтический сборник, в котором Гете предпринимает попытку синтеза культурных традиций Запада и Востока.

В этом стихотворении прослеживается интерес Гете к астрологии:
"Ты как и я - старик, и оба мы
Заставляем коченеть как людей,
Так и страну в целом
Если ты - Марс, то я - Сатурн,
Зловещее созвездие в союзе с ужаснейшими,
Да, ты убиваешь души, леденишь дыхание,
Но мои дуновения холоднее всего того,
На что ты способен".

В 1829 году выходит вторая часть гетевского романа о Вильгельме Мейстере. Если в первом романе о Мейстере, продолжавшем традиции "воспитательного романа" К. М. Виланда, герой образовывается через постепенное познание окружающего мира, искусство и любовь, то в романе "Годы странствия Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся", идеал всестороннего развития личности отбрасывается.

Незадолго до смерти в 1831 году Гете завершает трагедию "Фауст", работа над которой заняла почти шестьдесят лет. Сюжетным источником трагедии послужила средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, с помощью которого можно было бы превращать неблагородные металлы в золото. Гете наполняет эту легенду глубоким философским, символическим и астрологическим значением, создав одно из самых значительных произведение мировой литературы.

Заглавный герой драмы Гете преодолевает чувственные соблазны, уготованные Мефистофелем, его стремление к знаниям является стремлением к абсолюту, а Фауст становится аллегорией человечества, с его неукротимой волей к знанию, созиданию и творчеству. В этой драме, художественные идеи Гете тесно переплетены с его естественнонаучными представлениям. Так, единство двух частей трагедии обусловлено не принципами классической драматургии, но построено на понятиях "полярности" (термин, который Гете ввел в своей работе "Учение о цвете" (1805 г.) для обозначения единства двух противоположных элементов в одном целом), "прафеномена" и "метаморфозы" - процесса постоянного развития, который является ключом ко всем явлениям природы. Если первая часть трагедии напоминает бюргерскую драму; то во второй части тяготеющей к барочной мистерии; сюжет теряет внешнюю логику, герой переносится в бесконечный мир Вселенной, на первое место выходят мировые отношения.

"Все переходящее есть только символ" - звучит заключительным аккордом "Фауст" Гете. Эпилог "Фауста" показывает, что действие драмы никогда не закончится, ибо его составляет история человечества.

Гете умер 22 марта 1832 года в Веймаре.

Назад к  главе об ЕйнштейнеСписок всех имен в астрологииК  главе о Ньютоне

Hosted by uCoz